д. Русскинская

  • russkinskaya
  • russkinskaya1
  • 3
  • 2
  • 1

Место категории: ЭтнотропыМесто метки: олени, Русскинская, туризм, чум и этнодеревня

Профиль
Профиль
Больше инф.
Фото
ВИДЕО
Карта
Отзывы
Похожие компании
Регион
  • Добро пожаловать в югорскую экзотику! В Сургутском районе еще на один туристический маршрут стало больше: родовые угодья ханты под Русскинской готовы принимать желающих познакомиться с традиционным образом жизни коренных малочисленных народов севера.

    О развитии этнотуризма в Югре, как об еще одном, кроме нефти и газа, перспективном направлении, в последнее время говорится много. И, судя по всему, от слов стали переходить к делу.

    На улице минус 35, да еще и ветер. В тундре понимаешь, что никакая современная зимняя одежда от обморожения не спасет. Знающие это ханты к точке сбора специально привезли теплую одежду, ведь до места ехать еще 10 километров. Мы — в национальной избе ханты, где нас, в качестве туристов принимают гостеприимные хозяева. Родовые угодья братьев Виталия Русскина и Станислава Комчина находятся примерно в ста километрах от Русскинской. Виталий Русскин рассказывает про свой путь к этно-предпринимательству. За плечами — учеба в нефтяном техникуме, служба в армии, участие в общественных делах по коренным малочисленным народам севера. Чуть больше года назад братья решили взяться за понятное для себя дело, зарегистрировались в качестве предпринимателей и защитили свой бизнес-проект, получив от администрации Сургутского района субсидии в размере 700 тысяч рублей на двоих.

    «Это молодое поколение коренных жителей, которое свое жизнь представляет иначе, чем их родители, они шагнули вперед»,- говорит ведущий специалист отдела предпринимательства комитета экономического развития администрации Сургутского района Татьяна Волкова.

    Проекты называются «Югорский чум» и «Родовое гнездышко». Один гостевой дом практически достроен, во втором, куда приехала наша небольшая экспедиция, уже принимают первых туристов. Пока ими были городские друзья Виталия, но предприниматель уверен, что способен не только рассказать, но и окунуть в свою стихию гостей из других регионов и даже заграницы.

    Слет оленеводов, рыбаков и охотников (далее — Слет) — это довольно популярные спортивные соревнования Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого атвономных округов. Проведение Слета способствует развитию спорта в регионах, пропаганде здорового образа жизни, укреплению дружбы между участниками Слета и знакомству с культурой и традициями разных народов. В Слете, в национально-спортивных соревнованиях принимают участие непрофессиональные спортсмены — коренные млочисленные народы Севера. Соревнования проходят в духе честной конкуренции и дружбы.

    Уникальность национального Слета в том, что помимо популяризации более 10 видов спорта большое внимание уделяется сохранению и развитию традиционных видов спорта коренных малочисленных народов Севера: северного многоборья и игр.

    На Слете с самого утра и до позднего вечера царит атмосфера настоящего национального праздника. Для одних – это экзотика во всех ее проявлениях. Для других – это возможность попробовать оленину, по-хантыйски приготовленную на костре уху. В этот день гонки на оленьих упряжках и снегоходах привлекают не только коренное население северных городов и поселков, но и гостей из-за рубежа. Силу и ловкость можно испытать, став участником различных спортивных игр и национальных соревнований: стрельба из лука, метание топора, набрасывание тыньзяна на хорей, прыжки через нарты.

    В гостевом чуме можно отведать блюда хантыйской кухни, познакомиться с традиционным бытом коренных народов и сфотографироваться в национальной одежде.

    Посещение праздника бесплатно! Вход: свободный!

      В Русскинской с 1974 года, в последние выходные марта проводится Слет оленеводов, рыбаков и охотников, который носит статус районного праздника.   День оленевода — традиционный праздник коренных народов Севера — одно из самых масштабных событий. Ежегодно на него съезжаются сотни оленеводов, охотников и местных рукодельниц.
    Конечно же, большинство гостей праздника приезжают посмотреть именно на оленьи бега — самое главное и значимое событие слета, к которому ханты готовятся весь год. Ведь это не только возможность показать своих оленей, но и шанс побороться за главный приз — новый снегоход «Буран».

      Олени могут закрутиться волчком, свернуть туда, куда им заблагорассудится. Но, если траектория движения становится более или менее прямой, то за северными парнокопытными не угнаться. И такие гонки действительно дорогого стоят. Подтверждение тому — тысячи гостей, которые на этот праздник устремляются со всего округа. Ведь тут, что называется, хватает и зрелищ, и хлеба.

      В течение всего праздника для гостей на сцене выступают артисты и коллективы Сургутского района и Русскинской. На центральной площади проходят соревнования по национальным видам спорта, таким как прыжки через нарты, бросание тынзяна на хорей, борьба “Нюл-Тахли” и другие.

      Ежегодно интерес к национальному празднику только увеличивается. День оленеводов, рыбаков и охотников собирает участников и гостей не только из Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Приезжают сюда из Ямала, юга Тюменской области и даже иностранцы. В 2017 году слет посетили члены экспертной комиссии ООН. Число желающих познакомиться поближе с коренными народами Севера и их культурой превысило отметку в четырнадцать тысяч человек.

    Как и большинство селений на бескрайних югорских просторах, деревня Русскинская возникла на месте крупного стойбища хантов и получила название от хантского рода Русскиных. Случилось это в 1926 году, когда власть рабочих и крестьян посчитала нужным приобщить хантов к благам цивилизации. Трехэтажные многоквартирные дома, школа-интернат, детский сад, амбулатория — всё это должно было приохотить хантов к оседлому образу жизни. Сегодня можно смело сказать, что эта затея с треском провалилась.

    Согласно официальной информации, «население Русскинской составляет 1970 человек. Основной особенностью деревни является то, что более половины населения (987 человек — ханты, манси, ненцы) ведёт традиционный образ жизни, проживает на территории традиционного природопользования, вне границ муниципального образования «сельское поселение Русскинская», на «межселенной территории». Говоря проще, квартиры в кирпичных домах, подаренных хантам, стоят пустыми — оленеводы куда лучше чувствуют себя в тундре, рядом со своими стадами. А в небольших домиках частного сектора живут в основном русские.

     Это не значит, что в Русскинской нельзя встретить хантов. Ещё как можно. Кого-то привлекли блага цивилизации, и они всё же осели тут, устроились на вполне обычную работу. Наезжают в деревню и жители тундры со здешней пропиской — повидать оседлых родственников, пополнить запасы патронов, соли или горючего. Распознать тундровых хантов несложно: они, особенно женщины, чаще одеты в национальные костюмы из оленьих шкур, расшитые бисером. Это не показная экзотика для туристов, а необходимость: в тундре никакой пуховик не согреет так, как оленья парка.

     Тундровые ханты тоже отдают должное благам цивилизации. Кроме лабаза, в котором оленеводы пополняют запасы патронов, соли и топлива, в деревне есть школа-интернат и детский сад. Ежегодно в конце лета сюда с дальних стойбищ привозят детей, чтобы те могли получить среднее образование. Учебная программа здесь особая: кроме стандартных математики, литературы и русского, школьникам дают уроки родного хантыйского языка. На физкультуре к обычным прыжкам и бегу прибавляются метание аркана и традиционная борьба. Но самое интересное начинается после уроков. Бисероплетение и резьба по кости — это еще цветочки. Школьников учат ремонтировать снегоходы, стрелять и ориентироваться в лесу. Короче говоря, в тепличных поселковых условиях хантыйских детей готовят к настоящей жизни — к тундре.

     В конце марта численность хантов в Русскинской возрастает в разы: в посёлок с дальних стойбищ съезжаются представители коренных народов на праздник охотников, рыболовов и оленеводов. Деревня ненадолго превращается в центр хантыйской культурной и спортивной жизни: начинаются состязания по метанию аркана, гонки на оленьих упряжках, открывается огромная ярмарка, на которой мастера предлагают меховую одежду, талисманы из кости и рога.

     Туристов на празднике, конечно же, встречают с распростертыми объятьями. Тут же можно купить настоящие серьезные северные сувениры — если этим легкомысленным словом можно назвать очень дорогую и очень теплую одежду или обувь из оленьих шкур работы местных мастеров.

    МЕСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

     Еще один способ ближе познакомиться с бытом хантов — посетить открытый в 1991 году Центр национальной культуры. Это и музей, демонстрирующий материальную сторону хантыйского быта, от утвари до игрушек, и площадка для выступлений — при центре есть фольклорный ансамбль. А если вы хотите купить или пошить на заказ традиционную одежду, стоит обратиться именно в Центр национальной культуры: изделия лучших русскинских мастеров ни на рынке, ни в магазине не продаются.

     Тайга и тундра кормят не только местных оленеводов. Оседлые ханты, да и русское население деревни, не занятое в нефтяной промышленности, живут теми же дарами северной природы. Охотники и рыболовы промышляют на реках и в лесу, а таксидермисты из особенно удачных трофеев делают чучела на продажу. Один из таких мастеров — Александр Павлович Ядрошников — неплохо известен за пределами Русскинской. В его Музее природы и человека собраны чучела почти всех крылатых и четвероногих обитателей Югры.

    Что привезти из Русскинской

     Разумеется, в сезон на въезде в поселок продают таежные ягоды. Зимой ягодная торговля закрывается: люди стараются не разбазаривать запасы. Но в Центре национальной культуры всегда можно узнать, не продает ли кто излишек заготовленной клюквы или морошки.

     Желающим приобрести северные сувениры стоит быть готовым к ломовым ценам. Традиционные сапоги из оленьей шкуры (кисы) могут стоить около 15 тысяч рублей, а цена оленьей шубы часто переваливает за сто тысяч. Зато в такой одежде тепло и удобно даже в сорокаградусный мороз.

     

    «Показать, как это на самом деле происходит, правду, именно как живут здесь, развеять все эти сказки и заодно как бы при этом зарабатывать, совмещая полезное с приятным», — рассказывает о своем деле предприниматель Виталий Русскин. Прокатиться с ветерком на санях, съездить на речку посмотреть, как ловится зимой рыба — это тоже будет частью экскурсионной программы этнотуризма. Гостям хозяева угодий обещают маршрут нескучный — можно будет покататься на оленях, порыбачить, познакомиться с местной кухней и хантыйскими обрядами.

    Планов у начинающих предпринимателей на развитие этнотуризма много. Впрочем, как и у местных властей. «Прекрасные перспективы. Мы находимся вблизи Сургута, сюда приезжают люди из Москвы, которые работают с “Сургутнефтегазом”, “Лукойлом”,”Тюменьэнерго”, и они хотят окунуться вот в эту экзотику, и они с удовольствием сюда едут», — отметила член совета по развитию малого и среднего предпринимательства при администрации Сургутского района Марина Демидова. Власти муниципалитета и представители бизнес-сообщества уверены, что этнотуризм — то, что сегодня действительно может заинтересовать не только жителей России, но и зарубежных гостей. Ведь туристические маршруты — это не поход по музеям, а настоящее погружение в естественный быт коренных народов севера.

     

     

     

     

  • Регион: 86 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  • Ничего не найдено

    К сожалению, записей не найдено. Попробуйте другой критерий для поиска.

    Google карта не загружена

    Извините, не удалось загрузить API Карт Google.

  • Оставьте отзыв

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Регион: 86 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра